группа Чернозём
 
    на главную страницу е-мейл гостевая книга

История одного увлечения

Аркадий Кузнецов

 

Часть 1

Интервью с Аркашей Кузнецовым (1997) Эммы Канцелленбоген

 

Часть 2

Вступление

 

Часть 3

Что тебе снится, крейсер "Аврора"...

Beat on the Brat!

При прослушивании "Ночного..." создавалось впечатление, что группе катастрофически не хватает песенного материала, а говоря точнее идей. Было ощущение, что и те песни которые включены в альбом, оказались там случайно. Впрочем эта эклектика, как всегда имела четкое концептуальное и социологическое обеспечение. Разные авторы - следствие гласности в социально-музыкальной формации, разная стилистика песен - признак расширенного сознания и музыкальной эрудиции. Сильно разнится и качество звука с которым записаны песни "Ночного бита". В целом это свидетельство той во многом наивной эпохи, когда альбомы появлялись не для того чтобы их продавать и даже не потому, что очень надо высказаться, а просто так - время пришло. Для записи использовались магнитофоны "Илеть" и "Орбита", хай-фаевские двухдорожечники советского производства с пленкой на четверть дюйма. Вместо ритм-компостера, а вернее из-за отсутствия такового использовался синтезатор "Форманта", дававший на одном из режимов непрерывное "чаканье". Врашением ручки тембра удавалось придавать ему эффект звучания хэта и двойного удара по рабочему. Еще одна иллюстрация того, как преодоление естественных трудностей становится одной из составляющих творческого процесса. Я не присутствовал при записи и поэтому мои рассуждения основаны на опыте других записей производившихся в то время.

Из песен "Ночного бита" ярко выделяются две: лучшая по мнению многих "Любой механизм..." и ставшая впоследствии культовым хитом "Рок`н`ролльный фронт", хотя при первом прослушивании мне не понравились ни одна из них. "Механизм..." казался тинейджерскому сознанию слишком серьезным и в целом неправдоподобным, а "Фронт" недоделанным и записаным спустя рукава. В последствии мнение мое переменилось, не в последнюю очередь из-за почти единодушного принятия "Механизма:" разными слушателями. Панки и госслужащие, маргиналы и питерские фарцовщики находили в этой песне что-то очень точно отображающее реалии их жизни. Со временем и я обнаружил, что сам есть часть "механизма", и мои составные части "стремятся работать на полный износ". Ритм песни, заданный Джековским барабанным диско-ходом, имитирует холодный и неумолимый бег часов, внутри которого живет, пытаясь вырваться, виртуозная гитара и пластичный вокал. Им тесно и неуютно в заданных временем рамках, они пытаются выскочить за грани двухаккордной гармонии. Но как волна, ударяющаяся о берег, скатывается в море, так и дуэт гитары и голоса вынужен возращаться на тон назад. Пока: Пока не начинается угрюмое и непредвещающее ничего тревожного выпевание "Любой... мех-ханизм... ррработает... (Ура!!! Прорвались!!!) ...НА ПОЛНЫЙ ИЗНОС!..." Повторение припева за первым разом звучит уже как торжествующий гимн свободе, вокал, пренебрегая условностями и срываясь на фальцет декларирует "Любой механизм... ааа... стремится к тому чтоб его составные, работали на полный износ ( и уже устало, чуть не плача) ...на полный износ ..."

О других песнях тоже можно было бы сказать немало лестного. "Начало зимы" - стопроцентный тинейджерский хит конца восьмедисятых; "Сегодня я хочу спать с тобой" - несколько прямолинейная апология Майка, но тем не менее, со своей правдой жизни; гимнообразная и декларативная "Инструкция по выживанию"; свинг без правил "Утро жарит как рок`н`ролл..."; эротическая лирика "Мочалки" и иже с ними. Сегодня этот альбом - отголосок того времени когда уже почти ничего не запрещалось, но многие люди еще сами не могли для себя решить, что же все-таки делать можно. Споры об авторстве композиций альбома оставлю более продвинутым ценителям творчества "ИпВ", по крайней мере я рад, что был вдалеке от этих споров. Да и были ли они во время записи? Что-то сомнительно. Дележи и споры чаще всего отделены от творчества интервалами большой протяженности.

Несколько суждений о творческом подходе разных авторов формации "ИпВ". Это заметно сразу, но если потребуется, я готов быть опровергнутым. Кирилл Юрьевич и Крылов отличаются по стилю записи в сторону большей тщательности работы со звуком и эффектами, большим вниманием к стилистике, подбором музыкальных инструментов и арранжировками. Ромычевский блок песен записан более стихийно, импровизационно и что называется на раз. Следствие ли это разных концептуальных подходов к музыке или разницы темпераментов не берусь судить. Воедино эти два подхода слиты в без преувеличения гимне маргиналов 90-х годов "Рок`н`ролльном фронте". Дополнительной составляющей этого коллективного творения стал один из вариантов текста пера Мирослава Немирова, который от частной проблемы нерадивого студента и лоботряса поднимается до обобщений социальных. Сравните:


"Я вчера пил коньяк у кого-то в гостях
Меня случайно пригласили туда:"

со следующим фрагментом -
"Ты приходишь домой непристойно живой
На тебе это словно клеймо!"

Почуствуйте как говорится разницу. Сама по себе идея коллективного творчества возможно утопична и наивна (попробуйте примирить амбиции двух-трех титанов мысли), но так хочется верить в ее осуществимость. Хотя бы в виде ископаемых руин.


Ковязин Саша
Ковязин Саша

 

Продолжение следует

Hosted by uCoz